Геоглиф - это гигантский рисунок на земной поверхности. В Наске такие рисунки изображают либо просто геометрические фигуры, ли 60 силуэты животных. Они словно выцарапаны на каменистой почве Пампы Инхенио и с высоты человеческого роста являют собой лишь невразумительное хитросплетение желтых пересекающихся линий, проведенных кем-то на красноватом фоне пустыни. Только поднявшись в воздух, можно разглядеть их ис тинные очертания. И тогда глазам предстает, например, пятидесятиметровый паук или кондор с размахом крыльев в 120 метров, ящерица длиной метров в 180 или стометровая обезьяна.
Эти фигуры, разбросанные по пустыне на пространстве 500 км2, возникли после тщательной уборки темных камней и мелкой гальки с желтоватой песчаной поверхности, которая при этом обнажалась. Однако назначение этих рисунков неизвестно. С 1926 года, когда они были открыты, исследователи выдвинули множество гипотез. Альфред Кребе и Торибио Мехия, первыми обнаружившие эти загадочные линии, предположили в них систему оросительных сооружений. Мехия, правда, впоследствии от этой теории отрекся и выдвинул другую, связав рисунки в пустыне со Святой тропой инков (Ceques). Многие признаки - например, холмик камней в точках пересечения линий - говорят о том, что фигуры выполняли культовые функции.
Кто и зачем прочертил на каменистой почве пустыни грандиозные картины вроде этого гигантского колибри, которые можно разглядеть лишь с большой высоты, - по сей день остается загадкой. Было выдвинуто множество гипотез, ни одна из которых пока что не подтвердилась. Геоглифы Наски по-прежнему окутаны покровом тайны.
Самая надуманная, хотя, судя по всему, и наиболее известная гипотеза принадлежит Эриху фон Дэникену. Он предположил, что рисунки есть не что иное, как разметка для пришельцев из космоса. Не менее фантастична и другая теория, согласно которой древние жители Наски изобрели воздушный шар и осваивали воздухоплавание. Эта гипотеза опирается, во-первых, на то обстоятельство, что линии рисунков лучше всего различимы с большой высоты, а во-вторых, на несколько темных пятен на поверхности пустыни, которые интерпретируются как костровища на стартовых площадках для воздушных шаров. Георг фон Бройниг высказал соображение, что линии рисунков на самом деле ритуальные беговые дорожки, а археолог Хосе Ланчо утверждает, что это всего лишь карты, указывающие путь к каким-то важным точкам, например к подземным источникам воды. Возраст геоглифов поддается лишь весьма приблизительной датировке. Археологические исследования показали, что они создавались в разное время. Самые поздние датируются первым веком нашей эры, а самые древние, прямые линии, возникли в VI веке до н. э.