Израильский физик Амос Ори в июльском номере профессионального журнала Physical Review представил новую теоретическую модель, развивающую идеи общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Длинные ряды формул открывают неожиданные горизонты — они доказывают, что путешествие во времени возможно.

Согласно теории Эйнштейна (описывающей гравитацию как искривление пространства и времени, вызываемое наличием массы), если человек полетит на ракете с огромной скоростью к какой-нибудь далекой планете и затем вернется обратно, для него пройдет меньше времени, чем для жителей Земли. Этот эффект широко известен, и называется он «парадоксом близнецов» — вы наверняка слышали о нем в школе.

По этой же теории пространство-время заметно искривляется вблизи объектов с большой массой — вроде звезд или черных дыр. Оно может образовывать и «горы», как, например, мнущийся лист бумаги. И не обязательно кратчайшим расстоянием между двумя точками является путь поверх такого смятого листа. Возможно другое кратчайшее расстояние — сквозь «туннель» такой «горы». Все это обывательская логика, широко используемая писателями-фантастами, в мгновение ока отправляющими космические корабли к далеким планетам или в далекое прошлое. Ученым же долго не удавалось доказать, что хотя бы теоретически можно выйти за пределы заданной плоскости.

Хотя согласно принятым в науке представлениям время течет только в одном направлении, теоретическую возможность путешествия в прошлое впервые доказал 60 лет назад австрийский математик Курт Гедель. Это могло бы происходить посредством изгибания пространства-времени, при котором образуются упомянутые выше «червоточины» (формы в виде воронки или бублика), позволяющие скачок к другим моментам времени. Однако долгое время непреодолимыми казались проблемы существования таких «червоточин» в стабильном состоянии. Одна из многих нерешенных трудностей в том, что теоретические модели требуют так называемой экзотической, «антигравитационной» материи, причем она должна иметь и отрицательную плотность — такое вещество не могут представить даже физики.

Сокращенные расстояния вроде червоточин в своей теории использует и Ори, выдумавший для этого своеобразную вселенную. «Моим исходным вопросом было: возможно ли так изогнуть пространство-время, чтобы образовалась петля времени, — говорит он. — При этом я установил, что нам вообще не требуется считавшаяся до сих пор непреложной экзотическая материя с ее отрицательной плотностью».

Это огромный шаг вперед. Описание Ори звучит фантастически: «Если кто-то захочет предпринять путешествие во времени, то он должен перемещаться вдоль одной из петель времени изогнутого пространства-времени». Такая «машина времени» не является средством передвижения, как в научно-фантастических фильмах. «Собственно говоря, машина — вообще неподходящее слово для моей теории, — говорит Ори. — Моя машина времени — само пространство-время, а не суперавтомобиль». Путешествия в Древний Рим или Средневековье, по его словам, принципиально исключены.

Кроме того, для создания подходящих структур времени-пространства нужно уметь манипулировать звездами и черными дырами, как теннисными мячиками, для таких путешествий необходимы гигантские гравитационные силы. Вместе с тем ученый оценивает шансы человека построить когда-либо машину времени весьма высоко — как 50 на 50.